ДТП в Камызяке в 2020 году что делать: ГИБДД куда обращаться что делать ответственность причины последствия юрист

Ответственность собственника автомобиля при ДТП, совершенным другим лицом

Дорожно-транспортные происшествия всегда представляют собой серьезное испытание для нервной системы водителя. Но что делать, если в ДТП попало авто, собственником которого является другой человек? Кто несет ответственность за случившееся и каковы могут быть последствия для владельца транспортного средства?

Когда наступает ответственность собственника автомобиля при ДТП?

Кто несет ответственность за совершенное ДТП? Если человек, управляющий автомобилем в момент совершения аварии одновременно является и его собственником, то вывод очевиден. Виновником будет признан владелец (он же человек, находившийся за рулем авто в момент аварии). В этом случае собственник (он же водитель) отвечает за свои действия согласно административному, гражданскому или уголовному кодексу в зависимости от последствий аварии.

Но нередко возникает ситуация, при которой управляет транспортным средством родственник, коллега, друг или просто знакомый. Кто будет нести ответственность за совершенное деяние в этом случае? Законодательная база РФ гласит, что ответственность ложится на того человека, который находился за рулем в момент совершения ДТП и управлял им на законных основаниях (доверенность, наличие фамилии водителя в полисе ОСАГО, праве аренды и т.д.). В данном случае, собственник не несет ответственности за последствия ДТП и причиненный ущерб.

Административная ответственность собственника при ДТП наступает при передаче управления лицу, которое находится в состоянии алкогольного опьянения, и составляет 30000р и лишение права управления ТС для собственника на срок от 1,5 до 2 лет (КоАП 12.8 ч2). Если же водитель не получал водительского удостоверения или лишен ВУ, то штраф для собственника авто в этом случае составит 30000р согласно статье 12.7 КоАП.

Когда наступает ответственность водителя авто по доверенности при ДТП?

При совершении ДТП ответственность (уголовная или административная) ложится на человека, управлявшего ТС в момент аварии. Он должен быть вписан в полис ОСАГО.

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда водитель осуществляет управление транспортным средством по доверенности. Нотариально заверенный документ не является обязательным условием для того, чтобы сесть за руль чужого авто.

В настоящее время доверить право управления транспортным средством можно и без оформления доверенности и заверения ее у нотариуса. Поэтому большинство собственников предпочитают избегать ненужных сложностей. Последствия ДТП для водителя автомобиля возникают в этом случае:

Взыскание компенсации за моральный ущерб, средств на оплату лечения или возмещение расходов на восстановление автомобиля (в случае, если страховые выплаты не покрывают стоимость восстановления или ремонтных работ) в судебном порядке могут осуществлять с собственника ТС(Гражданский Кодекс статья 1079). Если же владелец предусмотрительно оформил нотариальную доверенность, вписал водителя в полис ОСАГО или заключил с ним договор аренды, то гражданскую ответственность за причиненный ущерб будет нести водитель, находящийся за рулем авто при ДТП.

Солидарная ответственность при ДТП собственника и водителя

Солидарная ответственность собственника и водителя — явление довольно редкое. Она может возникнуть в том случае, если ущерб от ДТП превышает максимальные выплаты страховой компании. А у водителя отсутствует имущество, за счет которого могут быть полностью осуществлены выплаты пострадавшей стороне.

Пострадавшая сторона имеет право выбора при выдвижении требований о возмещении ущерба. Претензии могут быть предъявлены как к одному, так и к нескольким лицам. Судебная практика в данном вопросе достаточно обширна и при вынесении решения судья учитывает множество нюансов произошедшего.

Таблица ответственности

Степень ответственности совершенного деяния напрямую связана со степенью тяжести последствий, возникающих в результате ДТП:

Административная ответственностьУголовная

ответственность

ДействиеНарушение водителем ПДД или же правил эксплуатации транспортного средстваНарушение водителем ПДД или же правил эксплуатации транспортного средства
ПоследствияПричинения вреда здоровью легкой или средней тяжестиПричинение тяжкого вреда здоровью или наступление летального исхода у пострадавшего
Норма, согласно которой устанавливается степень ответственностиКодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях статья 12.24Уголовный Кодекс Российской Федерации статья 264.

На основании вышеуказанных нормативных актов суд рассматривает каждый конкретный случай и выносит решение о степени ответственности и виде наказания для виновника ДТП.

Уголовная ответственность собственника авто при дорожной аварии, совершенной другим лицом

При нанесении тяжкого вреда здоровью или в случае смерти пострадавшего в ДТП, на основании статей 264 и 268 Уголовного Кодекса РФ, виновным признается лицо совершившее данное деяние умышленно или же без злого умысла. В любом случае, собственник транспортного средства не может быть признан виновным (даже если он находился в салоне авто, но не был за рулем), поскольку деяние совершено водителем, который управлял автомобилем.

Административная ответственность собственника автомобиля при ДТП, совершенным другим лицом

Законодательная база утверждает, что собственник автомобиля может понести административное наказание в том случае, если дорожную аварию совершил другой человек. Ответственность ожидает владельца в том случае, если он:

  • Доверил управление лицу, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Передал право управления транспортным средством лицу, у которого отсутствует водительское удостоверение или же он не имеет при себе ВУ.
  • Доверил управление ТС человеку, а при совершении ДТП виновник скрылся с места преступления. Но авария была зафиксирована при помощи современных средств фото и видеофиксации (дорожных камер) КоАП 2.6.1.

В случае совершения ДТП административное взыскание не получает собственник, автомобиль которого был угнан с места стоянки. Единственным условием является своевременное официальное заявление об угоне, оформленное надлежащим образом.

Гражданская ответственность собственника ТС в результате дорожной аварии, совершенной другим лицом

Под гражданской ответственностью закон подразумевает выплаты пострадавшему, связанные с возмещением расходов на лечение, компенсацией морального вреда или расходов на восстановление поврежденного имущества. В результате судебного разбирательства возмещение ущерба возлагается на собственника ТС.

Существует ряд исключений, при которых владелец ТС (если не он находился за рулем в момент совершения ДТП) освобождается от гражданской ответственности:

  • Автомобиль на момент ДТП находится в угоне и собственник официально заявил об этом в полиции.
  • Пострадавший действовал умышленно, что было выявлено в результате следственных действий.
  • Пострадавший действовал неосторожно. В этом случае судья может существенно уменьшить размер выплат.
  • За рулем транспортного средства находилось лицо, которое имеет право на управление автомобилем на основании нотариально заверенной доверенности.

Но последний пункт имеет одно весьма значительное ограничение. Если собственник присутствовал в салоне машины, то избежать гражданской ответственности не получится. Суд признает, что автомобиль находился в его распоряжении и все выплаты ложатся на плечи собственника.

Кто обязан возместить ущерб собственник или водитель?

Согласно законодательной базе РФ возмещение ущерба в результате ДТП возлагается на собственника транспортного средства, за исключением тех случаев, когда:

  • Транспортное средство на момент совершения ДТП находилось в угоне и владелец оставил официальное заявление в отделении полиции.
  • За рулем находилось лицо, имеющее нотариальную доверенность на право управлением транспортным средством. Или же иной документ, подтверждающий передачу автомобиля во временное пользование (например, договор аренды).

В этих случаях возмещать ущерб придется не собственнику, а лицу, осуществлявшему управление ТС.

Взыскание ущерба ДТП с водителя собственником

Нередки ситуации, когда на предприятии сотрудник может взять служебный автомобиль не только для выполнения своих непосредственных обязанностей или поездки по делам фирмы, но и после окончания рабочего дня. Согласие руководства дает право использовать корпоративное авто для личных целей, например, чтобы добраться на работу. И если водитель попадает в ДТП, то собственник может взыскать с него ущерб. В каких случаях и как следует поступить, чтобы не нарушить действующее законодательство?

Если дорожно-транспортное происшествие случилось в рабочее время или сотрудник ехал по делам компании (т.е выполнял служебное задание), то необходимо провести внутреннее расследование. Его результаты помогут оценить степень вины водителя, а также соблюдение режима труда и отдыха во время движения транспортного средства. На основании полученных данных при явной вине сотрудника компания может взыскать с него ущерб, который представляет собой уменьшение личного имущества фирмы или ухудшение его состояния. Иными словами, работник должен компенсировать ремонт автомобиля.

Если размер выплат для потерпевшей стороны оказывается больше суммы страховки, то собственник авто (в данном случае работодатель) по решению суда обязан возместить недостающую сумму, включая компенсацию морального вреда и затрат на лечение. Однако, если вина работника доказана, то работодатель может потребовать возмещения ущерба, который будет осуществляться либо единоразово (по соглашению сторон), либо компания будет вычитать из заработной платы своего сотрудника определенную сумму.

Если водитель и собственник не состоят в трудовых отношениях и не удается решить проблему с компенсацией ущерба в добровольном порядке, то единственным вариантом остается обращение в судебную инстанцию. Помощь квалифицированного юриста, грамотно составленное исковое заявление и проведение экспертиз позволит владельцу автомобиля компенсировать ущерб за счет средств водителя.

Можно ли обжаловать решение о возмещении ущерба?

После вынесения судом решения о возмещении ущерба обе стороны могут обжаловать такой вердикт. Согласно законом РФ на это имеют право и пострадавшая сторона, которая считает решение недостаточно полным. И виновник ДТП, имеющий основание думать, что не только его действия повлекли за собой аварийную ситуацию на дороге.

Пошаговая инструкция обжалования

Если в результате решения суда владелец авто не согласен в вынесенным вердиктом, то его можно обжаловать. Чтобы обжаловать решение суда об ответственности собственника авто при ДТП необходимо:

  • Запросить данные о том, какие именно экспертизы были проведены. В зависимости от ситуации на дороге, спровоцировавшей ДТП, может потребоваться проведение автотехнической экспертизы, транспортно-трассологической, технической проверки состояния автомобиля, автотовароведческой. Каждая из вышеперечисленных экспертиз позволяет установить нюансы произошедшего.
  • Провести независимую экспертизу. Ее результаты помогут выявить неточности или ошибки, ставшие следствием человеческого фактора.
  • Предоставить официальные документы, подтверждающие тот факт, что авто было передано водителю на основании доверенности, договора аренды, находилось в угоне и т.д. Наличие таких бумаг дает основание для пересмотра дела и изменения судебного решения об ответственности собственника.
  • Обратиться за помощью к юристам, имеющим опыт обжалования решений суда в данной области. Профессионал поможет грамотно составить иск и окажет содействие.

При составлении апелляции важно указать следующие данные:

  • Личные данные заявителя (ФИО, адрес и контактный телефон);
  • Реквизиты, адрес и название судебной инстанции, принявшей первое решение;
  • Дату, серию, номер вынесенного постановления, с которым не согласен владелец авто;
  • Указать факты и приложить документы, подтверждающие ошибочность вердикта;
  • Четко сформулировать просьбу (она может заключаться в уменьшении размера выплат, снятии ответственности за совершенное ДТП и т.д.);

Важно понимать, что подавать апелляцию на решение суда об ответственности собственника авто при ДТП следует в вышестоящую судебную инстанцию. Решение суда, в данном случае, будет обязательным для каждого участника ДТП.

Нюансы

При попытке работодателя получить возмещение ущерба от ДТП за счет работника следует помнить:

  • Если сотрудник не признан виновником ДТП в результате которого был нанесен ущерб имуществу компании, то водитель освобождается от выплат компенсации работодателю.
  • Если авария произошла в результате воздействий обстоятельств непреодолимой силы, то работник также не должен компенсировать фирме стоимость материального ущерба. Статья 239 Трудового Кодекса РФ.

Не менее важным нюансом становится то, что сотрудник несет материальную ответственность перед работодателем в размере, своего среднемесячного заработка.

Памятка при ДТП в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Дорожно-транспортное происшествие – достаточно неприятная ситуация, от которой не застрахован ни один из водителей. Даже если Вы всегда соблюдаете требования правил дорожного движения, может найтись “умник”, который своими необдуманными действиями вызовет аварию.

На практике аккуратные водители попадают в ДТП достаточно редко. Соответственно, опыта в урегулировании происшествий у многих из них нет. Кроме того, сами правила оформления ДТП меняются довольно часто. Так что водитель может оказаться в неприятной ситуации, когда ему просто не понятно, что делать при ДТП.

В этой статье будет рассмотрена компактная памятка, которая поможет сориентироваться при ДТП:

Памятка при ДТП 2020 года

В первую очередь предлагаю Вам скачать памятку:

Памятка на случай ДТП представлена в формате pdf. Вы можете распечатать ее на листе формата А4 и положить в бардачок автомобиля.

Другой вариант использования файла – закачать его в Ваш сотовый телефон или планшет. В случае необходимости Вы в любой момент сможете открыть памятку и прочитать ее.

Лицевая часть памятки представляет собой перечень действий водителя при ДТП. Оборотная сторона содержит пункты правил дорожного движения, относящиеся к оформлению ДТП, а также таблицу с условиями самостоятельного оформления аварии.

Лицевая сторона памятки

Если произошло ДТП
– заглушить двигатель (вынуть ключи и убрать в карман), включить стояночный тормоз (ручник), включить аварийную световую сигнализацию (аварийку).
– выйти из автомобиля, выставить знак аварийной остановки (на расстоянии 15 м в населенном пункте, 30 м вне населенного пункта).
– оценить последствия ДТП и понять, есть ли пострадавшие?
Есть пострадавшие?
НЕТДА
– перекиньтесь парой слов с другим участником ДТП. Если человек неадекватный, то это сразу же проявится.

– обсудите с другим водителем, возможно ли самостоятельное оформление ДТП. Для этого имеют значение следующие факторы: причиненный ущерб превышает 100 000 рублей или нет; регион, где произошло ДТП; есть ли у водителей разногласия; есть ли у водителей приложение РСА или установлено ли на автомобиле устройство вызова экстренных оперативных служб. Более подробная таблица приведена на оборотной стороне памятки.

– сфотографируйте место ДТП с разных ракурсов (если необходимо, то через специальное приложение РСА). Сделайте фотографии спереди, сзади и сбоку (чтобы в кадр попали все автомобили), несколько фото места ДТП, где видно номера автомобилей, фотографии повреждений каждого из автомобилей.

– уберите автомобили с проезжей части (необходимо отъехать на ближайшую парковку или на обочину).– оказать первую помощь пострадавшим, вызвать скорую и полицию (телефон МЧС 112). Если не знаете, как оказывать помощь, то лучше ничего не делайте (только навредите).

– в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию.

– записать фамилии, адреса и телефоны очевидцев (свидетелей).

– если движение других автомобилей невозможно (последствия ДТП перекрывают всю дорогу), то нужно сфотографировать место ДТП и освободить проезжую часть. Сделайте фотографии спереди, сзади и сбоку (чтобы в кадр попали все автомобили), несколько фото места ДТП, где видно номера автомобилей, фотографии повреждений каждого из автомобилей.Возможно ли самостоятельное оформление ДТП
(если второй водитель адекватный)?
ДАНЕТ– можно оформить извещение о ДТП самостоятельно (только если в ДТП участвуют 2 автомобиля, имеющие полис ОСАГО, и ущерб причинен только им). Водители совместно заполняют лицевую сторону извещения, после чего забирают по одной копии и разъезжаются по своим делам. Оборотная сторона заполняется каждым из водителей самостоятельно в течение 5 дней и подается в свою страховую компанию.

Кроме того, в некоторых случаях (см. оборотную сторону памятки) нужно зафиксировать информацию о ДТП с помощью приложения РСА или устройства ГЛОНАСС.
Подробнее.

– в любом случае Вы можете позвонить в ГИБДД для получения справочной информации по оформлению ДТП (телефон МЧС 112).– звоните в ГИБДД (если не знаете телефон, то звоните в МЧС по номеру 112 с сотового).

– по телефону Вам предложат либо дожидаться сотрудников ГИБДД на месте ДТП, либо подъехать на пост или в подразделение ГИБДД для оформления.

Что нужно получить в результате оформления ДТП?

1. Обратите внимание, что в 2020 году водители в большинстве случаев должны самостоятельно зафиксировать положение транспортных средств и освободить проезжую часть. Поэтому первая задача, которая стоит перед Вами сразу же после ДТП – зафиксировать на фото результаты ДТП.

При этом рассчитывайте на то, что в страховой компании могут вообще усомниться в том, что ДТП было, а также в том, что в ДТП участвовали именно указанные транспортные средства.

В связи с этим требуется сделать достаточное количество фотографий с разных ракурсов. Фотографии должны отражать:

  • Взаимное расположение транспортных средств (общая картина ДТП);
  • Регистрационные знаки каждого из автомобилей (чтобы доказать, что именно эти автомобили участвовали в аварии);
  • Повреждения каждого из автомобилей крупным планом;

Вряд ли Вам удастся совместить все перечисленное на одной фотографии. Сделайте несколько фотографий. В данном случае лучше сделать много фотографий, чем мало. Это позволит перед обращением в страховую выбрать те кадры, которые наиболее выгодны для Вас.

Примечание. Если по условиям самостоятельного оформления ДТП требуется использование специального приложения, то все фотографии нужно сделать через это приложение.

2. Кроме того, нужно подготовить документы для страховой компании. Если законодательство позволяет самостоятельное оформление происшествия, то это – извещение о ДТП, заполняемое водителями. Если самостоятельное оформление невозможно, то потребуются документы, оформленные сотрудниками ГИБДД.

Примечание. С 10 ноября 2019 года оформить европротокол можно в том числе и в электронном виде (через приложение).

3. Нужно избежать дополнительных штрафов ГИБДД за нарушение ПДД. Например, это касается того, что водители должны самостоятельно освободить проезжую часть. Данное требование было введено недавно, многие водители его игнорируют и получают заслуженные штрафы.

4. Нужно избежать возможного наказания за оставление места ДТП. Т.е. в любом случае (даже если водители не имеют друг к другу претензий) нужно составить документ о ДТП, содержащий данные и подписи водителей. Это убережет Вас, во-первых, от претензий сотрудников ГИБДД к поврежденному автомобилю. Во-вторых, от недобросовестности второго участника ДТП, который может заявить, что Вы покинули место ДТП.

В завершение данной статьи хочу отметить, что ДТП может произойти в самый неподходящий момент. Поэтому я рекомендую распечатать и возить в автомобиле памятку, представленную выше. Она позволит Вам решить вопрос с ДТП за минимальное время.

Что делать при мелком ДТП: правила оформления и необходимые действия

Количество автомобилей на дорогах Российской Федерации растёт с каждым днём. Люди берут кредиты, покупают авто и пробуют свои силы в вождении. Отсутствие опыта, невнимательность, недисциплинированность, самонадеянность и прочие факторы нередко приводят к авариям.

Если речь идет о ситуации, когда нанесен мелкий ущерб автомобилю и в ДТП никто не пострадал, то участники происшествия вправе самостоятельно оформить протокол, без вызова сотрудника дорожной полиции. В данном материале будет рассказано обо всех тонкостях оформления ДТП, которые следует принимать во внимание, чтобы избежать проблем при получении денежного возмещения за нанесённый ущерб.

Какое происшествие считается мелким

Прежде чем рассматривать предмет обзора по существу, необходимо определиться с тем, какие происшествия подпадают под категорию мелких. Как правило, подобные ДТП совершаются на участках дорог, где разрешенная скорость минимальна и близко размещаются объекты, способные нанести вред транспортному средству. Часто случаются мелкие ДТП во дворах, рядом с пешеходными переходами, на автостоянках.

Повреждения носят незначительный характер (царапины, сколы, порча фар и зеркал) и по этой причине называются мелкими. Если обратиться к действующему законодательству, то оно выделяет ДТП, которые могут быть оформлены без участия сотрудников ГИБДД. Для этого необходимо выполнение одновременно нескольких условий:

  • участие в аварийной ситуации принимали не больше двух автомобилей (авто с прицепом является одним целым);
  • у участников ДТП есть страховки ОСАГО;
  • авария не стала причиной гибели граждан или нанесения вреда здоровью;
  • имущество третьих лиц при аварии не пострадало;
  • размер ущерба не превышает 100 тыс. рублей;
  • у участников аварии нет разногласий по обстоятельствам ДТП.

По статистике доля происшествий с тяжкими последствиями уменьшается. Это означает, что возрастает актуальность знаний о том, как правильно себя вести водителю, попавшему в мелкое ДТП.

Штраф за вызов ГИБДД при мелком ДТП в 2020 году

Как уже было отмечено, небольшое дорожно-транспортное происшествие не требует обязательного вызова сотрудника дорожной полиции. При этом участники аварии должны соблюдать установленные требования, в противном случае им грозят санкции.

Так, на водителя, попавшего в ДТП, может быть взыскана сумма за препятствование дорожному движению и отсутствие знака аварийной ситуации. Штрафы выписываются за неадекватное состояние (за вождение в нетрезвом виде — до 30 000 рублей) и прочие правонарушению.

Что делать при мелком ДТП

Незначительное ДТП — это не повод махнуть рукой и устранять повреждения ТС за свой счет. Речь идет о таком же происшествии, как и любая другая авария, поэтому действовать нужно по установленному порядку, который регламентируется Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (ред. 08.10.2019). Следует учитывать, что придется обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба, а это означает необходимость тщательной подготовки документов.

Все подробности и нюансы, возникающие во время оформления протокола происшествия и выполнения прочих необходимых действий, подробно описаны в правилах страхования, которые предоставляются автовладельцу совместно с договором по ОСАГО.

Нередко возникают ситуации, когда у второго участника ДТП отсутствует полис ОСАГО. Если размер ущерба очевидна, можно попытаться разрешить проблему на месте. Виновник может передать пострадавшему необходимые для ремонта средства, и происшествие считается урегулированным. В этом случае нужно принимать во внимание следующие обстоятельства:

  • не всегда повреждения можно правильно идентифицировать по стоимости. Часто встречаются скрытые дефекты, которые может определить только автосервис;
  • во время передачи средств от виновного пострадавшему требуется составить расписку, иначе в дальнейшем данный факт подтвердить не удастся.

Не очень часто, но случаются ситуации, когда пострадавший получил деньги, после чего, обратился в ГИБДД с тем, что виновное лицо скрылось с места происшествия. В этом случае без расписки доказать факт передачи денег будет невозможно, а при отсутствии прочих документов доказать и свою невиновность конкретному лицу тоже будет сложно.

Виновнику

Помимо общего порядка действий, есть стандартная инструкция, которой должны придерживаться лица, виновные в аварийной ситуации. Речь идет о выполнении следующих действий в указанной последовательности:

  1. Сразу после аварии, следует остановить ТС и зафиксировать его при помощи ручного тормоза;
  2. Выставить знак аварийной остановки и включить световую сигнализацию;
  3. Проверить, пострадал ли кто-то в аварии и при необходимости, вызвать скорую;
  4. Сделать фотоснимки или видеосъемку случившейся аварии, если есть такая возможность.

Важно знать, что покидать место аварии виновному лицу нельзя. Если это будет сделано, то размер штрафа возрастет и к разбирательству придется привлекать сотрудников дорожной полиции. Многие граждане стараются избежать такого исхода, поэтому не покидают место правонарушения.

Пострадавшему

Для людей, понесших ущерб во время аварии, необходимо также соблюдать ряд обязательных правил. Прежде всего, нужно остановить машины, зафиксировать её ручным тормозом, установить знак аварии и включить сигнализацию. Если нужно, вызывать скорую помощь.

На следующем этапе следует сфотографировать или заснять на видео место происшествия, что позволит избежать проблем в будущем. По возможности рекомендуется переписать контактные данные всех свидетелей происшествия и виновного лица. Если нет возможности разрешить ситуацию самостоятельно путем составления Европротокола, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, которые и составят необходимые бумаги.

Что делать, если виновник уехал с места ДТП

Иногда бывает так, что водитель уехал с места мелкого ДТП. Это будет иметь серьезные последствия для виновного лица, но чтобы привлечь его к ответственности, пострадавшему следует сделать следующее:

  1. Произвести все стандартные действия.
  2. Вызвать сотрудников дорожной полиции.
  3. До приезда инспекторов самостоятельно собрать максимум полезной информации о происшествии, например, опросить свидетелей, заснять место ДТП на видео и фотокамеру.

Если никто вину в мелком ДТП не признал, то нужно вызвать сотрудника ГИБДД, который займется составлением протокола с учетом всех обстоятельств и особенностей процедуры. В дальнейшем это пригодится на судебном заседании в качестве доказательства.

Как оформить мелкую аварию без сотрудников ГИБДД

Правила и особенности заполнения протокола осмотра места ДТП действуют для всех аварийных событий. Мелкое происшествие на дороге может быть оформлено без участия сотрудников дорожной полиции. Обращение в ГИБДД может привести к наложению дополнительного штрафа. В целом порядок действий достаточно прост, но есть некоторые отличия от типовой процедуры, о которых обязательно следует знать и учитывать их.

При оформлении используется специальный бланк — Европротокол, а сама процедура предусматривает выполнение определенной последовательности действий. Стандартный порядок оформления мелкой аварии без ГАИ по Европротоколу выглядит следующим образом:

  1. Сначала участники ДТП выполняют все обязательные действия, предписанные ПДД, а лишь после этого приступают к оформлению.
  2. Необходимо зафиксировать обстановку на месте аварии на фото- или видеокамеру.
  3. По возможности сделать снимки: общего плана ДТП, следов торможения и обмотки отдельных элементов, зафиксировать разбитые стекла и другие детали.
  4. Записать контактные данные свидетелей ДТП.
  5. Переписать и сфотографировать госномера всех ТС, которые попали в аварию.
  6. Заснять поврежденные детали транспортных средств.

Скачать бланк европротокола

После указания всех данных важно позаботиться еще об одном моменте. Дело в том, что европротокол будет действителен только при соблюдении ряда условий. Если даже одно условие будет нарушено, то потребуется пригласить сотрудников дорожной полиции, чтобы они составили протокол. В интернете часто спрашивают, можно ли не оформлять европротокол, а просто договориться о возмещении ущерба. Такой вариант не противозаконен, но следует оформить расписку о передаче виновником средств пострадавшему, и годится подобная схема в случае, когда у одного из участников аварии нет полиса ОСАГО. В остальных ситуациях рекомендуется оформлять ДТП для последующего получения выплаты от страховой компании.

Есть несколько важных моментов, которые требуется учитывать при заполнении европротокола. Эти правила позволят в дальнейшем доказать свои претензии в суде и получить положенное возмещение. В качестве обязательных условий можно отметить такие:

  • при заполнении бланка необходимо использовать только черную гелевую ручку;
  • извещение о ДТП заполняется каждым из водителей — виновным и пострадавшим в определенных разделах;
  • обратная сторона заполняется каждым водителем самостоятельно;
  • после заполнения экземпляры документа требуется разделить;
  • на лицевой стороне извещения подпись должны проставить оба водителя;
  • в протокол можно внести поправки, но при условии, что это подтверждает и удостоверяет второй водитель.

Важным моментом является еще и то, что съемка обстоятельств произошедшего может быть выполнена только в течение 60 минут после случившейся аварии. В противном случае, все данные будут отнесены к недействительным.

Нужно ли вызывать инспектора ГАИ

Дорожные происшествия случаются повсеместно, они происходят в крупных городах, на трассах и в небольших деревнях. Чтобы добраться до той места ДТП, сотруднику ГИБДД может потребоваться не один час, поэтому участникам происшествий с незначительными последствиями представлена возможность самостоятельно оформить аварию. Благодаря поправкам, внесенным в закон об ОСАГО, сегодня вызывать представителя дорожной полиции на место аварии не нужно при соблюдении определённых условий. У участником мелкого ДТП есть возможность самостоятельно провести оформление путём заполнения стандартного документа — Европротокола.

Чтобы участники аварии могли воспользоваться этим правом, должны совпадать сразу некоторые условия, а точнее (ст. 11.1 Закона об ОСАГО №40-ФЗ):

  • в ДТП участвовали только два ТС;
  • стоимость ремонта не больше 100 тыс. рублей;
  • пострадавших в аварии нет, и имущество третьих лиц осталось в целости и сохранности;
  • у каждого водителя есть действующие полисы ОСАГО;
  • участники происшествия находились в адекватном состоянии;
  • стороны могут самостоятельно определить виновное в аварийной ситуации лицо, а также оценить нанесенные повреждения.

При несовпадении даже одного из перечисленных условий, к рассмотрению дела придется привлекать сотрудников дорожной полиции и дожидаться их приезда.

Кто будет определять степень вины, если не удается договориться

Бывают ситуации, когда участники происшествия не могут прийти к общему решению и вызывают представителей дорожной полиции. В основном это связано со сложностями выявления виновного лица и определения размера причиненного ущерба. Впрочем, можно не обращаться в ГИБДД, а позвонить в страховую компанию или пригласить аварийного комиссара. Каждый вариант имеет свои особенности, которые будут рассмотрены дальше.

  1. Вариант первый — вызвать представителя страховой компании.

Присутствие официального лица позволит разрешить ситуацию, связанную с оценкой причиненного ущерба. Специалист осмотрит повреждения и рассчитает примерную стоимость ремонтных работ. Важным моментом является то, что обратиться за подобной помощью можно лишь в том случае, когда у второго участника есть полис ОСАГО или он оформил страховку КАСКО. Непосредственно по прибытии представителя страховщика нужно предъявить эти документы.

Примечательно, что если у гражданина с КАСКО включена возможность получения помощи от специалиста, то при наличии ОСАГО, за вызов представителя придется доплатить.

  1. Вариант второй — вызов аварийного комиссара.

Это потребует оплаты за оказание необходимой помощи, однако даже при незначительном ущербе бывают случаи, когда воспользоваться услугами независимого специалиста просто необходимо. Это позволит избежать сговора и уменьшения размера выплат со стороны страховщика.

  1. Вариант третий — выполнение независимой экспертной оценки.

Самым сложным и дорогостоящим способом считается вызов сотрудников дорожной инспекции, если размер страховой компенсации не удовлетворяет пострадавшего водителя. В дальнейшем, протокол, составленный сотрудниками дорожной полиции, позволит решить вопрос в суде с наиболее благоприятным результатом для пострадавшего лица.

При наличии спорной и даже конфликтной ситуации, судья может назначить независимую экспертизу с целью определения реальной стоимости возникших повреждений в результате ДТП. Следует напомнить, что уведомлять о проведении экспертной оценки всех участников аварийной ситуации обязан сам собственник поврежденного авто. Сделать это можно при помощи телеграммы или письма с уведомлением. Уведомление не обязательно, однако в дальнейшем оно станет подтверждением, что участники были оповещены о проведении мероприятий должным образом.

  1. Вызвать сотрудников ГИБДД.

В данном случае это обязательно, поскольку независимая экспертиза может быть назначена лишь при наличии документов, составленных инспектором, где есть схема происшествия и зафиксированы все обстоятельства случившегося.

Получите ответ в течение 5 минут!

Ваша заявка была принята и в ближайшее время с Вами свяжется наш юрист.

Оформление ДТП без вызова ГИБДД: новые правила в 2020 году и советы юриста

Постоянно растущее количество автотранспортных средств на дорогах крупных российских городов и реформа МВД (сокращение штатного состава) привели в 2015 году к изменениям правил оформления дорожно-транспортных происшествий. В условиях напряжённого дорожного трафика (особенно в часы пик) любое небольшое столкновение автомобилей, вызывало парализацию движения. Ведь по старым правилам водители не имели права покидать место происшествия до приезда наряда ГАИ, т.к. за это грозило лишение прав.

Вот и стояли участники ДТП, оформление которого должен осуществить прибывший по вызову экипаж ГИБДД, долгими часами, создавая существенные проблемы городскому движению. Хоть и повреждения несущественные и ОСАГО у всех в наличии, а уехать нельзя. С 1 июля 2015г (в последующем вносились лишь незначительные изменения) этот порядок изменился. Теперь в ПДД обозначены случаи, когда участники аварии могут разъехаться, не дожидаясь инспектора ГИБДД, или даже не обращаться к правоохранителям вовсе.

Когда можно не обращаться в ГИБДД?

Для действий по самостоятельному оформлению ДТП (без привлечения ГИБДД) есть масса возможностей. Главное, чтобы ДТП не затронуло людей, а отразилось только на состоянии машин.

Чтобы разобраться в вопросе более подробно, для начала рассмотрим, каков порядок действий при ДТП согласно действующим на сегодня (2020 г.) правилам. Он (порядок) устанавливается п.2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД. Эти правила гласят, что человеку, находящемуся за рулём, при попадании в ДТП первым делом необходимо:

  • остановиться и заглушить машину;
  • сообщить окружающим об опасности нажав кнопку «аварийки»;
  • обозначить место аварии с помощью специального знака.

Далее водитель обязан:

  • проверить состояние людей, попавших в аварию, в случае, если есть пострадавшие – вызвать медиков и правоохранителей (единый телефон службы спасения – 112);
  • если нужна экстренная помощь – организовать её. Отправить раненых на попутке в расположенное рядом медучреждение или отвезти самому;
  • после доставки раненых, вернуться на место аварии.

Если со здоровьем все обошлось благополучно, и пострадало только «железо», то в действие вступает п. 2.6. Он даёт участникам аварии четыре варианта возможных действий. При этом они должны освободить проезжую часть (если пострадавшие ТС, создают помехи движению), предварительно проведя фото-видео фиксацию места аварии. Сняв положение ТС на дороге, тормозной след и прочие факты, позволяющие установить обстоятельства ДТП.

За невыполнение требования правил по освобождению проезда, водителям может грозить штраф размером в 1000 рублей.

Четыре варианта действий при ДТП без пострадавших

Вариант 1. У водителей, управлявших столкнувшимися а/м, нет общего мнения на причины произошедшего (по виновности в случившемся), на размеры нанесённого ущерба и прочее. В этом случае необходимо собрать данные (Ф.И.О., плюс контакты) свидетелей и позвонить в дежурную часть (связаться с представителем ГИБДД). Должностное лицо, на основании полученной информации примет решение о направлении к месту аварии экипажа (если информация со слов непонятна и требует дополнительного изучения). Либо укажет адрес отделения (или поста), в который участникам инцидента надо подъехать для оформления. Как правило, предлагается проехать в отделение. В этом случае, участникам перед поездкой надо нарисовать схему аварии, сделать видео и фото автомобилей, следов и прочих фактов, связанных с происшествием.

Группа разбора в отделе ГИБДД исследует обстоятельства дела, определяет, кто виноват и составляет протокол и выносит постановление. Справку о ДТП, по принятому в 2017 г. регламенту, более не выдают (только протокол и постановление). Именно эти документы пострадавшая сторона предоставляет страховщику для обоснования своего права на возмещение.

Вариант 2. Среди участников инцидента нет разночтений в оценке того, кто виноват в произошедшем, и характере повреждений. Но, при этом, столкнулись более чем два ТС, не у всех участников актуальные ОСАГО, кроме того, есть ещё ряд препятствий для применения «Европротокола». В данной ситуации, тоже придётся обращаться в ГАИ. Как и в предыдущем варианте — позвонить в дежурную часть и получить адрес, по которому можно ехать для оформления. Предварительно подготовив схематическое изображение ДТП, произведя фото и видео съёмку.

Вариант 3. «Полюбовный». Когда ущерб мал (и компенсируется на месте), а третьи лица никак не пострадали, правила разрешают никуда не сообщать и ничего не оформлять. То есть на вопрос, о том нужно ли вызывать ГАИ при незначительном ДТП, законодатель даёт прямой отрицательный ответ.

Вариант 4. Европротокол. Самый продвигаемый современными властями и правозащитниками вариант разрешения ситуации с ДТП. По мнению представителей силовых органов, полностью отказаться от услуг по участию ГИБДД в оформлении аварий, в которых присутствует только материальный ущерб, не позволяет факт того, что ДТП, как правило, является нарушением ПДД. Некоторые из нарушений влекут за собой наказание по КоАП РФ, а это зона ответственности силовых структур.

Каким образом можно самостоятельно оформить ДТП?